Отзыв о драме "Гроза" г. Островского - И.А. Гончаров
Критика 
(1860) 
					
				Вменив себе в особенную честь предложение императорской Академии 
				наук, сообщенное Вашим превосходительством, в отношении от 2 
				минувшего февраля, рассмотреть препровожденную ко мне драму г. 
				Островского "Гроза" и сказать о ней свое мнение, я располагал 
				сделать полный, отчетливый, по крайнему моему разумению, разбор 
				этого произведения и ждал только облегчения от болезни, которою 
				страдаю с осени. Но облегчения до сих пор нет, и я, опасаясь без 
				пользы продлить время, спешу в нескольких словах изложить свое 
				мнение о драме "Гроза".
				Не опасаясь обвинения в преувеличении, могу сказать по 
				совести, что подобного произведения, как драмы, в нашей 
				литературе не было. Она бесспорно занимает и, вероятно, долго 
				будет занимать первое место по высоким классическим красотам. С 
				какой бы стороны она ни была взята,-- со стороны ли плана 
				создания, или драматического движения, или, наконец, характеров, 
				всюду запечатлена она силою творчества, тонкостью 
				наблюдательности и изяществом отделки.  
				Прежде всего она поражает смелостью создания плана: увлечение 
				нервной, страстной женщины и борьба с долгом, падение, раскаяние 
				и тяжкое искупление вины,-- все это исполнено живейшего 
				драматического интереса и ведено с необычайным искусством и 
				знанием сердца. Рядом с этим автор создал другое типическое лицо 
				-- девушку, падающую сознательно и без борьбы, на которую тупая 
				строгость и абсолютный деспотизм того семейного и общественного 
				быта, среди которого она родилась и выросла, подействовали, как 
				и ожидать следует, превратно, то есть повели ее веселым путем 
				порока, с единственным извлеченным из данного воспитания 
				правилом: лишь бы все было шито да крыто. Мастерское 
				сопоставление этих двух главных лиц в драме, развитие их натур, 
				законченность характеров,-- одни давали бы произведению г. 
				Островского первое место в драматической литературе.  
				Но сила таланта повела автора дальше. В той же драматической 
				раме улеглась картина национального быта и нравов с беспримерною 
				художественною полнотою и верностью. Всякое лицо в драме есть 
				типический характер, выхваченный прямо из среды народной жизни, 
				облитый ярким колоритом поэзии и художественной отделки, начиная 
				с богатой вдовы Кабановой, в которой воплощен слепой, завещанный 
				преданиями деспотизм, уродливое понимание долга и отсутствие 
				всякой человечности,-- до ханжи Феклуши. Автор дал целый, 
				разнообразный мир живых, существующих на каждом шагу личностей.
				 
				Язык действующих лиц в этой драме, как и во всех 
				произведениях г. Островского, давно всеми оценен по достоинству, 
				как язык художественно верный, взятый из действительности, как и 
				самые лица, им говорящие.  
				Не распространяясь далее в справедливых похвалах этому высокому, 
				классическому произведению, в заключение долгом считаю 
				присовокупить, что, по моему мнению, драма г. Островского, на 
				основании ї 9 пункта 4 Положения о наградах графа Уварова,3 
				заслуживает премии, независимо от всех прочих достоинств, и 
				потому, что в ней исчерпан и разработан богатый источник 
				русского современного народного быта.
 
  
 
					 |