П. В. Анненкову - 20 мая 1859. Петербург
20 мая 1859. Петербург.
Пишу к Вам, любезнейший Павел Васильевич, не потому только, что
обещал написать, прощаясь, а потому еще, что явилось желание
сказать слова два, которые как будто заменяют отчасти
удовольствие повидаться. - Осталось только два дня до моего
отъезда, и я не могу сладить с лихорадкой ожидания, сборов,
прощаний: всё это проходит, лишь сядешь в экипаж.
Без Вас здесь ничего особенного не случилось, кроме того, что
все разъехались по разным местам. Дружинин в Туле у Толстого,
Некрасов и Панаев на даче, Тургенев... проводили и Тургенева,
этого милого всеобщего изменника и баловня. Теперь, вероятно, он
забыл всех здешних друзей, до Ореста включительно, и радует
тамошних, которые с появлением его конечно убедились, что, кроме
их, у него никогда других не было в уме: в такой степени
обладает он этою мягкою, магическою привлекательностию. Но Вы
знаете это лучше меня, Вы, пользующиеся его - в самом деле
особенною симпатиею, насколько он только способен обособиться в
этом отношении. Мы с ним как будто немного кое о чем с живостью
поспорили, потом перестали спорить, поговорили покойно и
расстались, напутствовав друг друга самыми дружескими
благословениями у Donon и у Дюсо.
Сегодня я должен был обедать в Петергофе у Современников, но
хлопоты одолели, и я попал вечером к Писемскому на Безбородкину
дачу. Он пишет драму, один акт которой читал всем оставшимся
после Вас, между прочим, и Тургеневу. Драма из крестьянского
быта: мужик уезжает в Питер торговать, а жена без него принесла
ему паренька от - барина. А мужик самолюбивый, с душком,
объясняется с барином, шумит; жена его не любит, но боится.
Силы и натуры пропасть: сцены между бабами, разговор мужиков -
всё это так живо и верно, что лучше у него из этого быта ничего
не было. Конечно, местами резко и не без цинизма, но это будет,
вероятно, сглажено если не им, то ценсурою. A propos о ценсуре:
теперь, надеюсь, Вы мне за ужином у Писемского не будете делать
сцен: Фрейганг вышел в отставку, вместо его назначен секретарь
комитета Ярославцев.
А вот Вам нечто свеженькое и любопытное о Некрасове. Дюма в
своих записках рассказал содержание того стихотворения
Некрасова, где описана история Воронцовой-Дашковой, и, должно
быть, не очень ловко выразился о французе, который был в связи с
графинею, да еще, может быть, сослался на Некрасова. Я сам не
читал и не знаю, но знаю только, что француз этот счел себя
обиженным и нарочно приехал сюда требовать у Некрасова
удовлетворения. Но прежде он, кажется, хочет дать тему, как
написать оправдание в Современнике или, может быть, в другом
журнале его поступка с графиней и вызвать Некрасова тогда
только, когда он откажется это сделать. Не знаю, что из этого
выйдет.
Получаете ли Вы журналы? Взгляните, пожалуйста, статью
Добролюбова об Обломове: мне кажется, об обломовщине - то есть о
том, что она такое, - уже сказать после этого ничего нельзя. Он
это, должно быть, предвидел и поспешил напечатать прежде всех.
Двумя замечаниями своими он меня поразил: это проницанием того,
что делается в представлении художника. Да как же он, нехудожник,
- знает это? Этими искрами, местами рассеянными там и сям, он
живо напомнил то, что целым пожаром горело в Белинском. После
этой статьи критику остается - чтоб не повториться - или
задаться порицанием, или, оставя собственно обломовщину в
стороне, говорить о женщинах. Такого сочувствия и эстетического
анализа я от него не ожидал, воображая его гораздо суше.
Впрочем, может быть, я пристрастен к нему, потому что статья вся
- очень в мою пользу. А несмотря на это, все-таки я бы желал
Вашей статьи в Атенее или где-нибудь, потому что Вы или у Вас
есть своя тонкая манера подходить к предмету, и притом Ваши
статьи не имеют форменного журнального характера. Впрочем, судя
по Вашей лени, а может быть и по другим причинам, это так и
останется желанием, но желанием, спешу прибавить, бескорыстным,
потому что на большое одобрение с Вашей стороны я бы не
рассчитывал, ибо Вы были самым холодным из тех слушателей,
которым я читал роман. А если желаю Вашего разбора, так только
потому, что Вы скажете всегда нечто, что ускользает от другого,
и, кроме того, я жадно слушаю все отзывы, какие бы они ни были,
в пользу и не в пользу, потому что сам не имею еще ясного
понятия о своем сочинении.
Андрей Алекс<андрович> трудится над новым произведением своей
музы: надстраивает 4-й этаж над своим домом.
Вот и не уписалось: недостало места проститься с Вами и пожелать
Вам здоровья, а себе - свидания осенью в Петербурге. Будьте же
здоровы и не забывайте искренно преданного
И. Гончарова.
Поклонитесь Кореневым, а Вам кланяются молодые Майковы, узнав,
что я собираюсь к Вам писать. Я еду с ними в одной карете до
Варшавы и, надеюсь, до Дрездена вместе, а там они - в Эмс, а я -
если пустят - в Мариенбад, а нет, так в Виши, по совету доктора.
Вчера видел Никитенко: ему дали звезду и ленту через плечо, но -
honny soit qui mal y pense Пусть будет стыдно тому, кто об этом
плохо подумает (фр.). - от министерства, а не из известного
комитета. Министр уехал, действует за него Муханов: не знаю, что
будет.
|