Е. В. Толстой - 28 октября 1855. Петербург
28 октября 1855.
Я бы ни за что не решился надоедать Вам этим, по счету третьим
письмом, если б Евг<ения> П<етровна>, у которой я вчера провел
вечер, и бывшие там Екат<ерина> Пав<ловна> (Старушка), Ю<ния> Д<митриевна>
и Анна Ив<ановна> не осыпали меня вопросами, отчего от Вас нет
ни письма, ни вести? Не знаю, - отвечал я. Не получили ли Вы
чего-нибудь? - Нет, дескать, не получил. Все заключили, что Вы,
вероятно, отдаете письма на обыкновенную почту, отчего они и
идут несколько дней, почти неделю, тогда как отдаваемые прямо на
станцию железной дороги - до половины одиннадцатого - идут в тот
же день, а приходят на другие, много на третьи сутки. Я, на
основании своего скептического девиза, подумал, или, лучше
сказать, не мог не допустить в голове своей другого
предположения, и именно, что, может быть, московские друзья, о
которых Вы отзывались с таким добрым чувством, изгладили
несколько из памяти здешних, а может быть, и бежавший
какой-нибудь отсюда друг отвлекает Ваше внимание от этого,
недавно еще Вам милого Петербурга. Но всё равно, что бы там ни
было, а это печальное обстоятельство, то есть неполучение от Вас
писем, дало мне повод вынуть из бюро Ваш портрет, поставить
против себя и вот эдак с Вами беседовать. Доведя до сведения
Вашего, нежнейший (по цвету лица, по крайней мере) друг наш Е<лизавета>
В<асильевна>, об этом участии небольшого кружка Ваших
поклонников и поклонниц во всем, что до Вас касается, упомяну
между прочим и о том, что последний, заказанный Вами портрет уже
готов, но только вчера утром мог быть выдан, за отсутствием
солнца, в двух экземплярах, из которых один я, по данному Вами
дозволению, взял себе, а другой передал Николаю Ап<оллоновичу>,
который, по получении от Вас письма, пришлет его к Вам вместе с
отданным мною вчера Евгении П<етровне> браслетом и большою
булавкою. Сходства много, но Вы на портрете годами пятью старше
- и потом где тут Ваш сияющий умом и добротой взгляд, где
мягкость линий, так гармонически сливающихся в волшебных красках
румянца, белизны лица и блеска глаз? Этого нет, но всё
дополняется памятью сердца, многими неизгладимыми следами Вашего
присутствия, словом, Вы живете здесь между друзьями и долго
будете жить силою красоты наружной и внутренней. Аминь.
Мы оба с Ник<олаем> Ап<оллоновичем> в одно утро, только часом
раньше один другого, заходили за портретами, и обоим нам Лев<ицкий>
горько жаловался на друга Вашего детства, что он заезжал к нему
вечером и этот мальчишка, какой-то корнетик, фат, дрянь (его
выражения)... тут он назвал также его фамилию, как и я называю,
нашумел, накричал, чтоб ему отдали портреты, заносчиво требовал,
чтоб прислали ночью, что работают дурно, зачем это не готово, он
едет и т. п.. Лев<ицкий> отвечал, что если б портреты и были
готовы, то он их не отдаст, потому что, без приказания, женских
портретов никому не отдает, что он знает только Майк<ова> да Г<ончарова>,
знакомых с нею, и отдаст им, а не ему. Я не хочу знать ни Майк<ова>,
ни Г<ончарова>, - возопил друг детства, - я еду, зачем не
готово? Да скажите М<айко>ву, чтоб он прислал мне какой-то
салоп. Эти бабы!.. - заключил он с досадой. Это - подлинные
слова, переданные Л<евицки>м мне и Ник<олаю> Аполл<оновичу>.
Напишите, пожалуйста, об этом Лизе, если станете писать прежде
нас, - сказала мне вчера Евг<ения> П<етровна>. Зачем? мне бы не
хотелось, лучше Вы сами, если находите нужным. - Нет, Вы, -
настаивала она. - Я сама не скоро соберусь писать. - Так по
крайней мере нельзя ли к этому присовокупить от Вас какой-нибудь
совет, чтоб она была осторожнее в выборе поручителей или вообще
друзей, что-нибудь такое, а иначе зачем ей знать... - Это само
собой разумеется. - Хорошо, я напишу, но прибавлю, что делаю это
по Вашему поручению. - Да. - Не прибавить ли и того, что в
детстве можно шалить вместе, играть, драть друг друга за уши и
не иметь ничего общего, выросши? - Не мешает. - Что надо верить
не в титул друга, а в личность его, что не надо любви и доверия
к друзьям детства обращать в principe, в этом добродетели
никакой нет, а удостоивать этих благ достойных, с строгою
разборчивостию, что иногда из друга детства, которого лет 10
(минус 10 же) не видишь, мог выйти... - Хорошо, хорошо, -
говорила она, - что можно быть очень представительным в салоне,
на параде, казать себя лицом, как товар, и быть другим в другом
месте? - Да, да.
Сообщаю Вам об этом единственно по желанию Евгении П<етровны> и
еще более потому, что, может быть, по ее предположению, Вы
извлечете из этого для себя маленький опыт. Она, как и все здесь
друзья Ваши, не только любят Вас, но и уважают: иначе, ни одною
любовью, без уважения, ни одним, конечно, и уважением, без
любви, такого общего благоприятного впечатления сделать нельзя,
какое сделали Вы. Все тронуты Вашей красотой, изяществом,
добротой и умом, всем, чем наделил Вас так щедро le hasard,
случай (фр.) но вместе не менее тронуты и достоинством, с каким
это всё Вами поддерживается. От этого, вероятно, Евг<ения> П<етровна>
и дает Вам эти, по ее мнению, нелишние советы и предостережения.
Исполняя желание Евг<ении> П<етровны>, я излишним считаю
присовокуплять, по Вашему уму и такту (Вы однажды за такое
предостережение уж рассердились на меня), что обо всем сказанном
по поводу друга детства не надо рассказывать и писать никому и
ничего, потому что Лев<ицкий> передавал это, не подозревая
нисколько, что это где-нибудь повторится. Не советую
расспрашивать и даже подавать вид и самому другу, и кузине тоже,
а примите это только так, к сведению, а письмо уничтожьте.
Не забудьте же написать Евгении П<етровне>, как и куда нужно
прислать портрет: если Вы не знаете их адреса, то вот он: На
Большой Садовой, против Юсупова сада, в доме бывшем Адама, ныне
- не знаю чей (это всё равно, найдут), вход с Садовой; не
забудьте слово черкнуть Юнии Дм<итриевне>, полслова Старушке,
поклон Анне Ив<ановне> (это уже мои советы). Всем им это очень
будет приятно. Сделаю даже маленькую сплетню, скажу Вам на ушко,
что все немного удивились, что расписка в получении салопа
прислана, а письма нет. Я успокоил их, сказав, что кондуктор с
салопом, вероятно, торопил Вас, что доказывает и расписка,
данная на первом попавшемся клочке.
Сделать еще маленькую сплетню? извольте: для Вас чего не сделаю?
Одна очень добрая особа заметила: Зачем это она едет с ним: мне
это не нравится? Я, в оправдание, должен был сказать, что он,
кажется, интересуется видеть другую, а потом прибавил, что ведь
она ездила иногда здесь с другим домой или из дома... По городу,
2 версты, а не 100 верст, и потом не с 20-летним мальчишкой, и
наконец... Тут этому другому сказан был комплимент, который
скучно повторять. Надеюсь, Вы не рассердитесь на меня за это
эхо, как и за все другие эхи: Вы сами сказали: пишите всё - и
уверили, что я всё-таки буду приятен. Посмотрю, так ли это.
Надеюсь, что если это письмо и не застанет Вас в Москве, то его
перешлют Вам в деревню. Прощайте.
Что если вдруг от Вас завтра письмо придет? Это ничего, что на
него опять к Вам скоро придет ответ? Вы скажите откровенно, если
это Вам не нравится, я тотчас замолчу и как в воду кану.
Семейство архитект<ора> Штакеншн<ейдера>, которое Вы видели,
пожелало, чтобы Евг<ения> П<етровна> привезла к ним меня: она
дала слово и, Боже мой, как убеждает меня ехать в ту субботу:
кажется, я поеду: что сказать от Вас горбунье с умным лицом?
Тепл<яков> никак не может добиться, чтоб кто-нибудь пошел к
нему: Майк<овы> нейдут, звал меня с Языковым - нейдем, звал Дуд<ышкина>,
Кр<аевского> и меня - нейдут. - У Е<вгении> П<етровны>
воскресенья будут - через воскресенье: надоедает каждый раз. -
Извините, что так пишу, да просто извините, что пишу: вполне
надеюсь на Вашу снисходительную просвиру ко мне. Сегодня взял
перо единственно затем, чтоб предупредить Вас насчет ожидаемых
Майковыми писем. А то, право, реже буду писать, может быть, и
совсем не стану, чтоб не наскучить.
Господин с птичьим лицом (по Вашему злому замечанию) - был в
воскресенье у М<айковых>, конечно, в надежде видеть кого-то, но
увы! Что это, все сокрушаются о Вас: только я один - ничего. Я
сказал Евгении П<етровне>, что я так и к Вам напишу, то есть что
мне одному только не скучно. Да, поверит она Вам! - были ее
слова.
|