А. А. Кирмаловой - 5 мая 1851. Петербург
5 мая.
Да, милый друг Сашенька, кончина нашей матери должна тебе
отозваться тяжелее, нежели всем нам. Ты вообще дружнее всех нас
была с нею, а любовь ее к твоим детям и попечения о них сблизили
Вас еще теснее. Старушка никогда не показывала предпочтения
никому из нас, но, кажется, тебя она любила больше всех, и за
дело: ты ей не делала даже мелких неприятностей своим
характером, как мы, например, с Анютой часто делали невольно,
притом она частию твои несчастия приписывала себе и оттого за
тебя больше страдала. — Больно и мучительно, как подумаешь, что
ее нет больше, но у меня недостает духа жалеть, что кончилась
эта жизнь, в которой оставались только одни страдания и
болезненная томительная старость. Живи она еще десять лет, она
бы всё мучилась вдвойне: <...>[10] за всякое наше горе и за то
еще, что она не может пособить ему.
Притом жизнь ее, за исключением неизбежных человеческих
слабостей, так была прекрасна, дело ее так было строго
выполнено, как она умела и могла, что я после первых невольных
горячих слез смотрю покойно, с некоторой отрадой на тихий конец
ее жизни и горжусь, благодарю Бога за то, что имел подобную
мать. Ни о чем и ни о ком у меня мысль так не светла,
воспоминание так не свято, как о ней. — Меня ужасно огорчает
твое затруднительное положение насчет детей. Я уж писал тебе,
что лучшие корпуса здесь: 1. — горных инженеров; 2. — полевых
инженеров и 3. — инженеров путей сообщения.
Все прочее корпуса приготовляют молодых людей только в военную
службу; выпускают из них лет 17-ти или 18-ти мальчиков в
армейские полки; ты этого не захочешь, да и в эти корпуса трудно
попасть. Из горного корпуса посылают на 6 лет на службу в Сибирь
на медные, железные и прочие заводы; в этот корпус легче
попасть, нежели в другие; платят там по 300 целковых в год. Из
корпуса полевых инженеров выпускают по крепостям для построек;
учат военной строительной части, то есть строить крепости,
мосты, подводить мины и проч. В корпусе путей сообщения учат
проводить и поддерживать шоссе, железные дороги, строить разные
публичные здания. В эти два корпуса труднее попасть.
Есть еще артиллерийское училище, но из него и из других
выпускают в военные, в офицеры, которые потом будут требовать
поддержки, а тебе надо готовить детей так, чтобы они сами могли
справляться потом без домашней поддержки. Для этого я все-таки
думаю, что лучше в гимназию отдать, а потом в университет,
потому что, оттуда вышедши, он может годиться на всё: если не
чиновником, так учителем, пожалуй, хоть в военную, если есть
охота. А если есть дарования, так может идти и выше. Даже если б
он и не попал из гимназии в университет, так одного
гимназического воспитания будет достаточно, чтоб достать кусок
хлеба, потому что окончивший курс в гимназии все-таки вдесятеро
будет больше знать, нежели выпущенный из корпуса. Вот мои мысли
об этом.
Очень жаль, что гимназия в Казани дурна, по твоим словам, а то
бы его можно было там отдать жить какому-нибудь учителю при
гимназии с платою за содержание, тогда бы бегать и шалить ему не
дали.
Здесь много гимназий: в иных платят 250, в других 300 рублей
серебром с содержанием там. Если вздумаешь сюда, уведомь, а я
справлюсь поподробнее и тотчас же тебе напишу. Я думал, в Казани
потому лучше, что там Соня и что Виктор перейдет туда же, так
они будут все вместе.
Не обижаешь ли ты моего старичка, Николю? Ты пишешь, что он тут:
не загнан ли он у тебя? Я знаю, что ты его любишь меньше других.
Это дурно. Если ты мне скажешь, что ты в этом не виновата, что
ж, дескать, мне делать? А то делать, скажу тебе в ответ, что
разум и совесть требуют, чтобы этого не показывать отнюдь
ребенку. Ты бери пример с нашей матери: она тебя любила больше
всех. Я это третьего года заметил, а кто из нас может
пожаловаться, чтоб отличали тебя, а нас обижали? Теперь
представь, как не отупеть ребенку, когда...
|